Популярный театральный актёр, звезда сериалов «Карпов» и «Пятницкий», где он играет следователя Щукина, Игорь Стам в новом телесезоне появится в одной из главных ролей в сериале «Агентство О.К.О.», премьера которого состоится на канале ТВ-3 24 августа в 19:30. Это новый мистический детектив, герои которого спасают пропавших и похищенных людей – и поэтому съёмки сериала были насыщены сложными трюковыми и экшен-сценами. Во время создания одной из них, где герой пытается спасти свою напарницу в исполнении Рины Гришиной от падения с 14-го этажа, Игорь Стам и рассказал о специфике своего нового проекта.
Игорь, что за эпизод сегодня снимается?
Это очень сложная трюковая сцена, на которую закладывается целый съёмочный день. Вызываются каскадеры, дублёры… Причём, она сложная по всем параметрам – и технически, и актёрски. С утра съёмки шли на 14-м этаже с участием каскадёров, сейчас мы переходим к крупным актёрским планам и поэтому спустились чуть ниже. Основная нагрузка сейчас ляжет на Рину Гришину – ей придётся какое-то время провисеть за балконом, и у неё там задача, конечно, посложнее в физическом плане, чем у меня.. Для меня в этой сцене основные сложности актёрские, потому что эта сцена – во многом ключевая: в ней происходит слом, который в дальнейшем делает наших героев, Никиту и Вику, ближе. И так вышло, что в прошлый раз, когда мы должны были над ней работать, съёмки внезапно встали на паузу. Мы прощались и расходились, как думали, буквально на миг, а в итоге разлучились на полгода. Но лично мне это даже помогло – я смог ещё чётче сформировать для себя образ своего героя.
Что за герой у вас?
Никита – бывший оперативник, работает уже без удостоверения и без «ствола», что называется, голыми руками. Но для меня это не типовой, не стандартный полицейский. Я довольно долго шёл к этому персонажу и признаюсь честно, он не сразу во мне пророс, не сразу я его откопал. Никита – это, в первую очередь, человек с сердцем. Он переживает за судьбы чужих ему людей, которых он спас и которых ему не удалось спасти. Говорят, что у каждого врача есть своё небольшое кладбище – так же и у Никиты, как у оперативника, который постоянно работал с людьми и сталкивался со всяким, тоже есть своё кладбище. Может быть, ему бы хотелось заниматься своими делами, строить своё счастье, но, как выясняется, кроме работы его ничего не интересует – он просто не способен делать что-то ещё. Его функция – спасать других людей, и по-другому он не может. Но вот в его жизни появляется Вика, за которой он ходит, как за собакой, которая берет след, и понимает, что пока есть она и пока она его ведёт, ему есть, куда и зачем идти. Он не какой-то супергерой, как в общем-то и остальные персонажи. Просто те способности, которыми они наделены как люди помогают им в спасении людей. И если бы они не обладали этим качествами, то им бы уже просто было нечего делать на этой земле – и они бы ушли.
Чем вас привлёк этот проект?
Именем его автора – Ильи Куликова. Я знаю, что если проект делает Илья Куликов, то неважно, про кого эта история – про полицейских, учителей или, как в данном случае, про детективов – она в любом случае будет про людей. А самое интересное, что может быть в драматургии – это отношения между людьми.
Мне уже не первый раз везёт работать с Ильёй. Впервые я столкнулся с его материалом ещё десять лет назад и точно могу сказать, что каждый его проект уникален. Илья умеет детально, въедливо и подробно разбираться в человеческих отношениях, в их крохотных нюансах, микроскопических психофизических движениях, и это всегда делает его истории насыщенными и интересными.
Я восхищаюсь им и как мастером, и как человеком, и могу долго ещё вести этот разговор, но приведу всего один пример. Как-то мы снимали сцену «Агентства О.К.О.», где мы с Викой едем на автомобиле, я за рулём, на мне очки, и у меня важный для всей драматургии отношений текст. И вот машину установили на автоплатформу, мы снимаем крупные планы, а я все время думаю про себя, в какой момент мне снять очки, чтобы открыть глаза. И тут Илья говорит мне: «Забудь про очки! Ты играешь сейчас не на крупный план – а на ситуацию!» И вот в этот момент я сразу понял, что именно отличает Илью от большинства других авторов, снимающих телесериалы: Илье важны люди, а не персонажи! И вот это самое интересное. Можно виртуозно сыграть всё, что угодно, можно быть блестящим артистом, но если я вижу, что это сыграно – блестяще, очень круто, но именно сыграно – то это перестает быть интересным. Мне интересны только люди – какими бы неидеальными они ни были, лишь бы живые и настоящие.
Ваш партнёр, Рина Гришина разделяет эти взгляды?
Да, вы знаете, мы удивительно сработались с Риной, хоть и впервые встретились на этом проекте. Она действительно одна из лучших партнёрш, с которыми мне доводилось работать. Я просто восхищаюсь тем, как она работает как актриса, как относится к своей работе. Мне это близко и понятно, поэтому я ценю и уважаю Рину. Это вообще на мой взгляд главное и в профессии, и в жизни – то, как ты относишься к своему делу, к людям, к миру. За время съёмок мы очень сблизились и сейчас дружим семьями: Рина приходит на мои мероприятия - я к ней на фестиваль Moscow Shorts. Это совершенно потрясающий фестиваль, я посмотрел на нём много удивительного материала, который мог увидеть только там.
У вас же тоже есть собственные проекты – в том числе снятый вами фильм «Кастинг», который получал награды на фестивалях: Гран-при «Амурской осени», Приз зрительских симпатий на фестивале Сергея Соловьева «Дух Огня»…
Да, для меня «Кастинг» – это такая самостоятельная, «тепличная работа»: я вырастил помидор в своей собственной теплице и теперь хожу с ним, предлагаю, кому могу. Я вообще не считаю себя особо режиссёром, тем более кинематографистом. Я лишь реализовал таким образом материал, который поставил в «Театре.doc» еще в 2010 году. Оператором выступил Саша Хант – режиссёр фестивального хита «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». Он просто вызвался мне помочь, за что я ему, конечно очень благодарен, хоть кино наше и совершенно «безбюджетное». Мы сняли его на собственные средства, буквально за миллион с лишним рублей - я готов открыть все карты! Мы выступили на нескольких фестивалях, потому что многие, в том числе и Саша, рекомендовали: «Надо обязательно на фестиваль, фестиваль – это нужная штука!» Сейчас этот фильм в свободном доступе. Моя главная задача, чтобы его посмотрели люди – вот и всё. Это кино, которое сделано ради кино, а не для того, чтобы собрать кассу или набрать кучу призов.
Мне важнее, что материал «Кастинга» – бессмертный, потому что тема выбора – вечная. Это живая история, и во всяком случае в театре к ней есть большой интерес. И там действительно хороший актёрский состав. Это люди, с которыми я давно знаком и дружу. Для меня они, как верная команда старых пиратов, с которыми мы прошли в одной лодке большой путь. В итоге «Кастинг» взял актёрский приз на фестивале «Амурская осень», потом был большой показ в Москве, где мы собрали тысячный зал в Доме кино…
Какие цели вы перед собой ставите? Хотите стать известным режиссёром?
Хоть я и примеряю на себя костюм режиссёра, но в первую очередь я занимаюсь своей лабораторной исследовательской работой и развиваюсь как актёр – задача только в этом. Я никогда не устраиваю никаких кастингов, не предлагаю другим: «Ой, покажите, на что вы способны». Меня окружают там люди, которым интересно работать со мной. А я занимаюсь этим только в том случае, если понимаю, что это действительно интересный материал, который поможет мне как актёру вынести для себя что-то новое и помочь другим, кто тоже ищет пути реализации и хочет получить настоящее эстетическое и творческое удовольствие. А потом, всё, что я нарабатываю в этих исканиях, я несу в свою основную актёрскую работу и в такие проекты как «Агентство О.К.О.».