21 октября, в рамках 25-го международного кинофестиваля прошла премьера картины «Пальмира» режиссёра Ивана Болотникова. Фильм снят киностудией «Proline Film» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и основан на реальных событиях.
В горном селении Дагестана, бывший военный врач Артур ведет тихую жизнь вдовца. Узнав, что его единственная дочь Марьям была завербована террористами и сбежала в Сирию, Артур в отчаянии отправляется за ней. Ради спасения дочери отец готов на всё.
Вместе с главным героем мы преодолеваем опасный путь через сирийскую границу, затем наблюдаем за жизнью в полуразрушенном, израненном войной городе, где смерть поджидает на каждом шагу, а религиозные фанатики выносят один приговор за другим.
У создателей картины получилась универсальная история — драма отношений отца и дочери, которая будет понятна и близка каждому.
Фильм принимает участие в основной конкурсной программе в категории «Flash forward».
Международный кинофестиваль в Пусане является крупнейшим кинособытием в Азии, специализирующимся на показе новых фильмов и работ начинающих режиссёров со всего света. Также фестиваль развивает и поддерживает южнокорейское кино, лидерами которого служат оскароносные «Паразиты», тепло встреченный критиками и зрителями «Поезд в Пусан» вместе с недавно вышедшим сиквелом, а также ряд многих других успешных картин.
Несмотря на пандемию, фестиваль проходит в традиционном формате, хотя и с определёнными ограничениями. «Пальмира» была представлена режиссёром Иваном Болотниковым в режиме «онлайн» и он смог сразу ответить на некоторые вопросы публики.
Ведущий: Добрый день! Представьте, пожалуйста, Ваш фильм.
Иван Болотников: Здравствуйте! Для меня эта история, которая по сюжету происходила в России и в Сирии, на самом деле касается каждого из нас. Это то, что происходит сегодня в современном мире, вот моё ощущение. В этой истории нет национального, мне кажется, что эта история вечная.
Ведущий: Наш первый вопрос. Насколько в России сильно мусульманство как религия и как общественная сила?
Иван Болотников: Дело в том, что Россия огромна, это самая большая страна в мире. И в России очень много народов. И часть из этих народов исповедуют ислам, мусульманство. И конечно, в своих регионах, на своих землях, в данном случае в Дагестане, ислам играет огромную роль.
Ведущий: В чём причина для экранизации именно такого сюжета?
Иван Болотников: Это хороший вопрос. Мне кажется, что сейчас мы, человечество, находимся в какой-то постоянной череде событий. Глобальных, который нас потрясают. Производство фильма же занимает несколько лет. Сами съёмки и постпродакшн шли два года и когда мы начинали, мы поехали в Сирию ещё когда продолжалась война с ИГИЛ, с ДАИШ, с экстремизмом радикальным, радикализмом. Но как вы видите, за это время это уже в каком-то смысле забыто, потому что идёт следующая череда событий. Тот же коронавирус, который сейчас весь мир перевернул. И я так понимаю, что это не конец, что-то будет дальше, ещё какие-то события. Меня эта история, которая имеет под собой документальную основу, поразила ещё тогда, три или четыре года назад. Именно сама история отца, Артура, его семьи. И моё ощущение, как режиссёра, в том, что мы находимся сейчас все в какой-то крайней ситуации и мне захотелось на эту тему снять фильм.
Ведущий: А что значит название фильма, «Пальмира»?
Иван Болотников: Я думаю, что этот вопрос будут задавать постоянно, неоднократно. Дело в том, что Пальмира, это, как вы знаете, определённое место в Сирии. Древний город, а сейчас уже, по факту, развалины этого города. Теперь это именуется культурным наследием. Потому что уникальный был город древний, в этом древнем мире. И там, в этой Пальмире, произошли события, которые уже связаны с этой войной с ИГИЛ. Что такое ИГИЛ? Это такое неоварварство, радикальное такое. Когда ИГИЛовцы стали разрушать памятники, произведения искусства, это было намеренным актом отрицания наследия человечества в каком-то смысле. Для меня нет однозначного ответа, почему фильм называется «Пальмира». Но за этим названием, для меня, кроется древняя история, вечная история, которая могла происходить когда-то очень давно или может происходить когда-то в будущем. Оно неоднозначно, там нет чёткого объяснения, почему фильм называется «Пальмира». В самой картине, помните, когда герой приезжает в Турцию, лавка ковров называется «Хали Пальмира». И это некий переход в какую-то другую историю, в другое состояние. Он заходит в эту лавку ковров, которая называется «Хали Пальмира» и там встречает проводника, который его переводит уже в Сирию, к своей дочери. То есть это переход в новое, другое состояние.
Ведущий: Дочь героя решила действовать в террористической группе, но неясно, почему она так решила? Это первый вопрос. Второй вопрос – как сама актриса понимает свою роли и каким образом решила играть её?
Иван Болотников: Второй вопрос, я думаю, правильнее было бы адресовать не ко мне, а к актрисе, которая играла эту роль и, наверное, она рассказала бы какие-то свои мысли и свой подход к роли. Но могу сказать одно - она же играет дочь главного героя. И когда она снималась в фильме, все местные жители, дагестанцы, приняли её всерьёз. То есть, она соответствовала их представлениям о «горянке», местной женщине. Главные герои, Артур и Марьям, живут высоко в горах, в аварском селении и они горцы. Это особый менталитет, особый уклад жизни, очень архаичный. Нужно быть очень сильным человеком, чтобы жить высоко в горах, в таких непростых условиях.
А по поводу первого вопроса, который, я думаю, тоже будут постоянно задавать вместе с вопросом: «Почему название именно «Пальмира»?», на него односложного ответа тоже нет. Как мне кажется, драматургически это правильно, потому что есть современный мир, в котором мы живём. И вдруг что-то случается. Мы же сами постоянно удивляемся, когда происходят теракты и другие события самого разного рода. И мы сами не понимаем, почему это происходит, что толкает людей на такой радикальный шаг. Но потом мы сами начинаем задавать себе вопросы: «Почему? Что? Как?». И у нас у каждого будет ответ свой. Мне как раз хотелось, чтобы зрители сами для себя ответили, почему так случилось, что любящие друг друга люди, отец и дочь, стали друг против друга. Вот почему? Но на это отвечает сам зритель.
Ведущий: Большое спасибо за очень подробные ответы.
Иван Болотников: Спасибо!