1 марта в Государственной публичной исторической библиотеке в рамках встречи киноклуба «Луч истории» и акции «Эхо Международного кинофестиваля «Победили вместе имени Владимира Меньшова, организованной Евразийской академией телевидения и радио при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, зрители посмотрели документальный фильм «Небо», повествующий о профессии лётчиков, и поднимающий глубокие философские проблемы. Зрители обсудили с автором кинокартины главные идеи и выразили благодарность за воплощение интересного замысла. После показа «Неба» Алексей Анатольевич Малечкин – режиссёр, сценарист, продюсер, заслуженный кинематографист России – поделился воспоминаниями о сложных съёмках и рассказал, что предшествовало созданию фильма.
Фильм стал финалистом национального конкурса XVII Международного кинофестиваля имени Владимира Меньшова.
Опыт съемок техники у А. Малечкина появился задолго до работы над «Небом», поскольку после института он был распределен на военную студию ассистентом режиссёра и получил там колоссальный опыт: «Так сложилось, что я снимал практически во всех родах войск, в том числе авиацию, флот. Это очень интересно!» Влюблённый в авиацию Малечкин спустя годы познакомился с героями кинокартины, а затем удалось найти финансирование для фильма.
Основой «Неба» стали размышления генерала-майора медицинской службы Пономаренко. Его, по словам А.А. Малечкина, по-настоящему «боготворят в армии». Занимаясь психологией, Пономаренко индивидуально подходит к лётному труду, военному человеку и всю жизнь посвятил работе в авиации. Помимо В. Пономаренко, в фильме снимались протоиерей и бывший военный К. Татаринцев, летчик-снайпер А. Харчевский и другие. Рассуждения героев картины о таких понятиях, как профессионализм, Родина, красота, религия сопровождаются поэтическими музыкальными композициями, архивными видеодокументами, а также красивыми кадрами воздушных и наземных съёмок Москвы и Липецка.
Герои фильма размышляют о том, что значит «быть лётчиком». В первую очередь, это тяжкий и очень опасный труд. Чтобы стать профессионалом, необходима упорная, длительная теоретическая и практическая подготовка. Работа требует максимальной концентрации внимания, координации и быстроты мышления, а главное – серьёзного отношения к делу. Один из героев фильма сказал: «Если я взлетаю на задание и знаю, что от меня всё зависит, как я могу работать вне ответственности? Причём ответственности высшего уровня! Что такое Родина? Это мать, отец, дети, земля, вот эта курилка… Это всё моё. И я должен знать, за что я погибаю, это и есть высший класс защитника, высший класс преданности профессии».
Романтика лётного дела, в отличие от его опасности и сложности, раскрывается далеко не сразу. Лишь со временем, когда навык становится отработанным, у лётчиков появляется возможность на секунды оторвать взгляд от приборов и оценить красоту небесного пространства. Зато восторг от пилотажа и осознания, что «маленький человек управляет большой махиной», остаётся велик на протяжении всей дальнейшей службы. И сколько бы он ни летал, ему этого будет мало, ведь насладиться прелестью открывающихся видов в полной мере не получится никогда.
Природа полётов предполагает не только созидание прекрасного вокруг, но и красоту внутреннего мира человека, его душевный и духовный подъём. В. Пономаренко уверен, что в лётчиках воспитывается вера, им свойственно религиозное сознание, но «религиозное сознание – это не молитвы», а скорее, осознание помощи свыше в критические минуты, вера в судьбу и удачу, человеколюбие. У лётчиков в процессе службы даже возникает радостное чувство причастности к бесконечному, и впечатлениями об этом поделился один из героев: «Я почувствовал, что я сливаюсь со всей огромной Вселенной и в то же время являюсь маленькой песчинкой этой Вселенной».
При такой сложности идейной основы фильма и точно выверенном переплетении тем профессионализма, красоты и духовности, оказалось неожиданным признание режиссёра о том, что как таковой сценарий отсутствовал, была лишь огромная папка с записями и «опухшая» от интенсивного творческого процесса голова.
По словам режиссера, каждый кадр добывался колоссальной ценой из-за скромного бюджета, сложности задумки и не слишком высокой востребованности документального кино.
После того, как А.А. Малечкин ответил на все вопросы, касающиеся кинокартины «Небо», зрители обсудили появление идей, устройство института кино и условия дальнейшего развития документалистики в России. В конце встречи зрители выразили благодарность за организованный просмотр фильма и пожелали режиссёру дальнейших творческих успехов.
Организаторы Международного кинофестиваля "Победили вместе": Ассамблея народов Евразии, Евразийская академия телевидения и радио.
Татьяна Обухова