Творчество Дарьи Суровцевой располагается на стыке знаковых нарративов западноевропейской и русской культур, чему органично соответствует использование ею новаторских идей, современных форм и материалов. Этот гармоничный синтез превозносит силу духа и торжество гуманных качеств человека, саму божественную симфонию мироздания. Разрабатывая в своих работах философскую тему вселенской гармонии, развивая ее через призму постмодернизма, художница делает зрителя непосредственным участником этого магического действа. Динамика и органичность, свойственная ее работам, а также их цельность и глубокий смысл, дают полное основание рассматривать работы Дарьи в контексте важнейших художественных процессов в мировой истории искусств. Отказавшись от повествовательности и традиционной художественной ментальности, она наполняет свои произведения символами, знаками и кодами, постепенно раскрывающимися для зрителя в актуальный в современности нарратив.
Одна из тем, проходящих красной нитью через творчество Суровцевой – «Трон». Глубокий символизм, лежащий в основе осмысления трона, а также многочисленные подтексты и связанные с ними интерпретации, становятся лейтмотивом ее творчества в поддержку русского и мирового духа. Многослойная трактовка трона, являющегося символом духовной высоты, власти, статуса и свершений, начиная с древнеегипетских фараонов до монархов средневековой Европы и современных изображений авторитарных фигур, делает его идеальным визуальным воплощением темы человека, человека, размышляющего и действующего. Посредством взаимодействия с троном происходит возврат к пониманию человека, как центра абсолютной гуманной ценности.
В православном искусстве троны - многослойные символы, передающие божественную духовную власть, императорское превосходство, церковною иерархию, праведный суд и Царство божие. Христос-Вседержитель (Пантократор), восседающий на троне, символизирует небесную власть и божественную мудрость, в то же время Христос, восседающий во время страшного суда, отождествляет проницательность в принятии решения о спасении человечества.
Важно, что символика трона, проходящая через всю историю человечества, является выражением генетической памяти, неукоснительно связанной с мышлением и осознанием. Иррациональная память бессознательна и как следствие, знакомый образ трона должен медитативно приблизить зрителя к Свету и Красоте в ее высшем проявлении.
Уникальность представленного проекта «Трон гуманизма» состоит в идее создания монументального нового единого Символа Преодоления - 7-метровой интерактивной скульптуры public art «Трон России. Триумф Света Мира». Технологической спецификой скульптуры является ее инновационное решение с помощью новейших 3D и VR технологий в сочетании с искусным ремеслом русских мастеров (фарфор, металл, стекло), изобразительными и архитектурными элементами русского зодчества, народных промыслов и символов Империи, великих вех прошлого и ориентиров будущего, трансформированных новым пластическим языком современного художественного выражения. Оставаясь в рамках проекта современного искусства, скульптура не носит ни религиозный, ни политический характер. Базируясь на русских традициях и авангарде, выраженных в формах нового монументального Символа-Знака, она вобрала в себя исключительно знаковые черты мировой культуры.
Гармонично используя синтез техник: фарфора, вышивки, работы с металлом, а также свобода в интерпретации форм, позволяют Суровцевой сочетать художественное наследие со стремлением выразить в знаковой форме свое мировоззрение и восприятие вещей. Ее Трон Гуманизма — это медитация на саму жизнь и ее высшие проявления. Чистые линии скульптуры, свойственные авангардному искусству и свободные от шума деталей и цвета представляют собой эстетику гуманизма, лежащую в основе жизни человека. Трон для Дарьи является переходом от материального мира к духовному и высшему.
Текст: Дарья Христова, искусствовед, директор Русского отдела аукционного дома Bonhams, Лондон.
Участники событий и другие указанные лица: