Выдающийся гравер Андрей Ухтомский родился в 1771 году в Ярославской губернии в семье священника и мог никогда не связать жизнь с искусством, если бы не вмешался счастливый случай.
Ухтомский учился в Ярославской духовной семинарии, но курса не окончил и поступил на службу в сиротский суд на должность подканцеляриста. Его талант заметил граф Алексей Мусин-Пушкин и «по усмотрении отличных способностей» уволил для поступления в Императорскую академию художеств в 1795-м. Там Ухтомский учился у знаменитого гравера на меди Игнаца Себастьяна Клаубера, к тому времени уже получившего звания придворного гравера курфюрста трирского и члена Датской королевской академии изящных искусств.
Андрей Ухтомский демонстрировал высокие результаты. Уже с 1798 года, еще во время учебы в академии, ему назначили жалованье в размере 150 рублей в год, обеспечили столом с учениками и квартирой (а также, что немаловажно, дровами и свечами). Курс — со званием художника 14-го класса, аттестатом первой степени и шпагой — он окончил 18 августа 1800-го. В том же году Ухтомский получил в академии звание назначенного за цикл гравюр с видами пригородов Санкт-Петербурга по картинам Семена Щедрина.
Перед нами одна из этих работ, выполненная в технике офорта, — «Вид колонны и храма по другую сторону пруда в саду города Гатчины». Сейчас она хранится в фондах музея-заповедника «Царицыно». На листе размером 46,5 на 34,8 сантиметра изображен парк Гатчины. В центре на холме высится колонна дорического ордера, ее венчает фигура орла. Среди деревьев на лугу — коровы, овцы, пастух с собакой, на заднем плане справа садовый павильон — ротонда с колоннадой, на берегу озера — несколько гуляющих.
По нижнему полю расположено изображение герба с текстом: «Писалъ Импер. Акад. Худ. Адъюнктъ-Лекторъ. С. Щедринъ. Грав. Назначенной А. Ухтомскiй. Вид колонны и храма по другую сторону пруда въ саду города Гатчины. Его императорскому Величеству Павлу I Государю Императору и Самодержцу Всероссiйскому всеподданнейшее приношенiе Семена Щедрина». Хотя гравюра относится к раннему периоду творчества Ухтомского, она позволяет оценить его мастерство, максимальную детализированность в изображении пейзажного парка и выразительное разнообразие графических линий.
Оригинал Семена Щедрина
Художник Семен Щедрин, родившийся в 1745 году, — один из родоначальников русской пейзажной живописи. В возрасте 15 лет его приняли в воспитанники Императорской академии художеств, которую он окончил с золотой медалью, а после отправился в заграничную поездку для дальнейшего совершенствования. Вернувшись в Петербург, он получил должность преподавателя, занялся реставрацией произведений для собрания Эрмитажа и стал живописцем при кабинете Екатерины II.
Под влиянием эпохи Просвещения Щедрин сосредоточился на красоте природы и работал по большей части на пленэре. Будучи придворным живописцем, он много внимания уделял загородным императорским садам и дворцам — в Павловске, Царском Селе и Гатчине, писал их виды маслом и гуашью. В своих работах он стремился отразить гармонию природы и архитектуры — строения в парках не были главными героями его картин, а природе не отводилась лишь роль фона.
Изображение парка в Гатчине, послужившее Ухтомскому вдохновением для гравюры из коллекции «Царицына», нельзя назвать растиражированным, в отличие, например, от вида Большого пруда в Царскосельских садах или «Пейзажа в окрестностях Петербурга». Однако здесь, как и на более известных картинах, прослеживается творческий метод Семена Щедрина: ее отличает панорамность, композиция полностью соответствует правилам академического классицизма, элементы расположены симметрично, а деревья по бокам напоминают кулисы.
Краткая история гравюры в России
Первые гравюры появились на Руси в XVI веке. Царь Иван Грозный повелел тогда устроить типографию и размножать важные книги (в том числе для развития торговли и ремесел), а гравюры использовали исключительно для их иллюстрации. Лучшие граверы могли переехать в столицу и работать в Оружейной палате Кремля.
В годы царствования Петра I гравюра, можно сказать, получила новую жизнь. Император увидел в ней невероятный потенциал для образования и просвещения. В страну приехали голландские граверы с большим опытом и заложили основы русской школы гравюры. Первые работы Петровской эпохи в этом стиле были посвящены достижениям России, их использовали для популяризации картин, мастера гравировали военные карты и чертежи. Однако именно в это время гравюра начала становиться самостоятельным видом искусства — стали появляться оригинальные эстампы.
Середина XVIII века — время расцвета. После смерти Петра ремесло перешло в ведение Петербургской академии наук, где открылся особый департамент. А с открытием Академии художеств ее специализированный класс стал центром русской художественной гравюры. Мастера открывали и разрабатывали новые принципы работы, от резцовой гравюры перешли к офорту, а затем и к литографии. Появление последней породило множество вариантов плоской печати, и интерес к гравюре в традиционном смысле начал постепенно угасать, но вновь возродился в конце XIX — начале XX века, когда изобрели новые виды гравировки.
Участники событий и другие указанные лица: