В Москве открылась выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», посвященная шедеврам русской архитектуры XVI века. Старинные иконы, фрагменты фресковой живописи, подлинная архитектурная керамика XVI столетия, гравюры, литографии, акварели XIX века, обмерные чертежи помогут зрителям реконструировать во всей полноте яркий и многогранный образ главных шедевров русского зодчества эпохи Ивана Грозного.
«Правление Ивана IV Грозного рассматривают, как правило, с точки зрения военно-политической, но мы не должны забывать, что это очень яркая эпоха в истории российской культуры – время начала книгопечатания, «собирания» русских святых, создания Лицевого летописного свода и ярчайший этап развития отечественного зодчества», – подчеркнула директор музея Наталья Шашкова.
Она напомнила, по инициативе царя были возведены широко известные и многими любимые архитектурные сооружения, ставшие символами нашей страны: Собор Покрова на Рву (получившего известность как Храм Василия Блаженного), Предтеченская церковь в Дьяково, собор Соловецкого монастыря и храмы Александровской слободы, легендарный Борисоглебский собор в Старице, утраченный более двух веков назад и с той поры находящийся в центре внимания исследователей и поклонников русской старины.
Выставка повествует об истории создания и изучения этих памятников, об их конструктивных особенностях и впечатляющих образных решениях, родившихся на стыке российской и европейской художественных традиций. Посетителям Музея представляется редкая возможность на одной площадке увидеть уникальный комплекс подлинных материалов по истории храмового зодчества XVI столетия.
Куратор выставки Юлия Ратомская отметила, что экспозиция представляет разнообразие типов храмов времени Ивана Грозного и раскрывает тайны, связанные с датировкой и происхождением мастеров, создавших храмы. Сегодня, благодаря новым научным методам, археологическим исследованиям памятников и работе с древними архивными документами появилась возможность представить искаженные перестройками древние соборы в первоначальном виде, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.
Своеобразной увертюрой экспозиции является рассказ о соборах, построенных итальянскими и псковскими мастерами первой трети XVI веков. Для погружения в эпоху Ивана IV на выставке представлены портретные изображения царя, в том числе фреска XVII века из галереи Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря с его портретом, книги иностранных путешественников с видами Собора Покрова на Рву и Александровской слободы.
На выставке показаны уникальные предметы фасадного убранства грозненских храмов: керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году для Борисоглебского собора в Старице, фрагменты керамической иконы Распятие, найденные во время археологических раскопок на месте этого храма, части керамических храмозданных надписей Старицкого храма и собора Покрова на Рву.
Экспозицию дополняют фрагменты керамической декорации фасадов церквей XVI века, образцы кирпичей, из которых построены собор Покрова на Рву, церковь в селе Дьяково, собор Соловецкого монастыря, а также иконы XVII – XIX веков и макеты древних храмов.
На выставке представлены произведения из коллекций Музея архитектуры им. Щусева, а также Государственного исторического музея, Музеев-заповедников «Ростовский Кремль» и «Коломенское», Российской государственной библиотеки и других институций.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.
Участники событий и другие указанные лица:
Ростов Ярославской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.