07.03.2025 10:25
Аналитика.
Просмотров всего: 8038; сегодня: 46.

Наследие одного из ведущих скульпторов СССР вернулось на родину

Наследие одного из ведущих скульпторов СССР вернулось на родину

В Российской академии художеств, в галерее Зураба Церетели на Пречистенке, состоялся уникальный проект – монографическая выставка вернувшихся из Италии работ Федора Сушкова (1923-2006 гг.). 

Федор Кузьмич был одним из ведущих скульпторов Советского Союза, самобытным художником, членом Союза художников СССР, ветераном Великой Отечественной войны. Имел награды – Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны II степени, Орден «Знак почета», медаль «За Победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».

В Советское время он создал более пятидесяти архитектурных композиций, большая часть из которых находится в Воронеже, где он прожил свою жизнь. Его творчеству принадлежат мемориальный комплекс Победы и стела на площади Победы в Воронеже. Он работал также в Смоленске, Кемерове, Ростове-на-Дону, Харькове. Монумент «Летящая конница» в городе Россошь, мемориал «Звезды Славы» в городе Нововоронеже, монумент «Прорыв» в Верхнем Мамоне давно стали местными достопримечательностями и культурными объектами, рядом с которыми проводятся важные городские мероприятия. Сушкова называют русским Микеланджело, а монумент Победы в Воронеже считают символом Советского искусства.

Столетие этого замечательного художника, прекрасного скульптора, воина, ознаменовала выставка в Российской академии художеств. Для многих она стала настоящим откровением, ведь Федора Сушкова знают больше как скульптора. Здесь же на суд зрителей были представлены его потрясающие полотна. Картины Сушкова – это не просто живопись, это – философия. 

Скульптору и художнику Сушкову в атеистической стране развитого социалистического реализма, удалось вложить в свои работы глубинный библейский смысл. 

Так, памятник Славы, что на Московском проспекте в Воронеже, открытие которого состоялось 24 января 1967 года, фактически – изображение Богородицы с младенцем. Памятник был установлен на братской могиле воинов Советской Армии, погибших в боях за Воронеж во время Великой Отечественной войны в 1942-1943 годах. И это не единственное подобное его изваяние, позволившее в те, довольно идеологически жесткие, времена воплотить божественный промысел.

Во многих его работах присутствует, будто, послание будущим поколениям.

Примечательно, что у скульптур Сушкова, как многими замечено, своя необыкновенная аура. Есть в городе Нововоронеже возле политехнического института его прелюбопытный арт-объект. Выполнен он в виде Ленты Мебиуса – довольно интересной математической фигуры, ее часто сравнивают со знаком бесконечности. Этот «математический» памятник, символизирующий бесконечность человеческого познания, многие годы вдохновляет студентов-технологов на открытия. Существует даже среди них мнение, что пространство возле этой скульптуры заряжено особо. И это не шутка. Подтверждение тому – свидетельство о радиационном обследовании арт-объекта «Бесконечность» от атомщиков из города Нововоронеж. В свидетельстве задокументировано изменение в районе арт-объекта природного гамма-фона.

Более того, – хотите верьте, хотите нет – многие почитатели творчества Сушкова отмечают в его работах присутствие некой целительной энергетики. Что неудивительно, ведь сам скульптор всю жизнь верил, что в его судьбе имеет значение наисерьезнейший фактор – Божественный промысел. И темы большинства его работ – это связь человека с Богом и Вселенной.

А как еще можно объяснить тот факт, что во время Великой Отечественной войны, когда солдат подняли в атаку, раздался оглушительный залп и все были убиты, все, кроме Федора Сушкова. Он был тяжело ранен и попал в госпиталь. Врач достал осколок, который застрял возле сердца. Перед операцией солдат сказал врачу: «Я не умру, мне еще надо храм построить». Будущий скульптор выжил. Когда очнулся, к нему пришел врач и рассказал, о том, что он услышал. По тем временам эти слова звучали более чем странно. А храм он построил. Но не на земле, а в душах людей. А еще солдат Сушков вспоминал о том, как во время войны видел свистящие пули над головой. Они пролетали в считанных сантиметрах. Словно господь Бог берег его от смерти.

Все это он рассказывал своей внучке Анне Сушковой, единственной сегодня наследнице его работ.

Анна много лет назад эмигрировала в Италию и перевезла туда работы своего дедушки. В Италии они впервые были представлены широкой публике и получили высокую оценку, их признали исторической и художественной ценностью.

В период 2010-2014 гг., под высоким патронатом Министерства культуры Италии, посольства России и администраций разных итальянских городов были организованы экспозиции художника в таких исторически и культурно значимых местах, как Рим (Министерство культуры Италии), Милан (Музей Делла Перманенте), Болония (галерея 56), Флоренция (Арт Стэйшн Галерея), Пескара (музей Габриэле д’Аннунсио), Падова (национальная галерея Кавур), Венеция (галерея Кареццонико), Сполето (Фестиваль двух миров), Монте-Карло (Арт Галерея), Сардиния Порто Черво (Яхтклуб), Милано мариттима (отель Палас) и республика Сан Марино (престижнейшая галерея Arzilli).

В 2017-2018 годах картины Федора Сушкова выставлялись на ПроБиеннале в Венеции, и на Фестивале двух миров в Сполетто. Под патронатом Сполетто Арте и сына знаменитого художника Сальвадора Дали, Хосе Дали, работы Сушкова были показаны в музее Сальвадора Дали в Фигересе (Испания), где Фонд Сальвадора Дали присудил ему премию «За выдающийся вклад в развитие искусства гению, который смог проникнуть и затронуть самые глубокие человеческие чувства». В декабре 2018 года работы Сушкова были представлены на Art Basel в США, в Майами, а в апреле 2019, на Биеннале Канарские острова, они получили престижную премию за огромный вклад в развитие искусства. Также, научным комитетом ПроБиеннале Венеция под председательством известного критика итальянского искусства Витторио Сгарби 5 мая 2019 было принято решение выставить художественную работу Фёдора Кузьмича «Рождение Иисуса» рядом со знаменитой картиной Антонио Канова.

В 2019 году, при патронате министерства культуры Италии и ЮНЕСКО, работы Сушкова Ф. К. получили престижнейшую премию Каналетто; в 2020 году – Премию Якопо да Понте, Премию посла интернационального искусства в странах Азии, и в тот же год ему была присуждена специально учреждённая премия Пробиеннале Венеция за выдающийся вклад в мировое искусство, а в 2024 году – премия, учрежденная фестивалем Сполето Арт и Искусство княжества Монако, как лучшему художнику, на статуэтке которой написано: «За то, что обогатил мир искусства своими творениями и талантом, подарив сильнейшие эмоции».  

C 2021 года коллекция работ художника находится в России, куда ее вернула его внучка – Анна. Сегодня она активно занимается популяризацией творчества Федора Сушкова на его родине. 

В прошлом году о советском художнике, скульпторе Федоре Сушкове был снят документальный фильм «Мне голос был». А летом этого года на родине творца в городе Воронеже запланирован «Международный фестиваль кино и креативных индустрий им. Ф.К. Сушкова», в рамках которого будет организована АРТ площадка, всероссийский конкурс по живописи и скульптуре, в котором примут участие молодые российские таланты.

Автор: Анжела Якубовская. «Столетие»

Изображение (фото): «Столетие»


Участники событий и другие указанные лица:

Россошь Воронежской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.

Тематические сайты: История, Кино и ТВ: программы, фильмы, актеры, Культура, искусство, музеи, Молодежь, Памятные даты, праздники, юбилеи, Соотечественники, земляки, диаспоры, Художественный салон, Центр поддержки творческих проектов
Сайты субъектов РФ: Воронежская область, Кемеровская область, Москва, Ростовская область, Смоленская область
Сайты столиц субъектов РФ: Воронежская область - Воронеж, Кемеровская область - Кемерово, Ростовская область - Ростов-на-Дону, Смоленская область - Смоленск
Сайты моногородов субъектов РФ: Воронежская область - Россошь
Сайты федеральных округов РФ: Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Испания, Италия, Россия, Соединенные Штаты Америки, СССР, Украина
Сайты столиц стран: Италия - Рим
Сайты городов стран: Италия - Милан, Украина - Харьков
Сайты регионов мира: Америка Северная, Европа Восточная, Европа Центральная
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10930 публикаций
Сайт: www.stoletie.ru/kultura/vozvrashhenije_641.htm
Поделиться:

Интересно:

Возвращаем имена Победы
29.04.2025 14:15 Мероприятия
Возвращаем имена Победы
28-29 апреля в Алматы состоится международная конференция «Возвращённые имена Победы». Мероприятие пройдёт под девизом «80 лет Великой Победы – от доблести к суверенитету» и объединит историков и поисковиков, исследователей и педагогов из Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана, Словении и других стран. Цель конференции – расширить исследовательскую работу по увековечению памяти воинов-победителей в Великой Отечественной войне, отдать дань уважения всем советским людям, которые сражались на фронте и трудились в тылу. Это продолжение той деятельности, которая Ассамблея народов Евразии и Африки последовательно ведёт в рамках сохранения исторической памяти, стремясь к справедливости и сохранению памяти о подвигах всех народов, победивших нацизм.К конференции «Возвращённые имена Победы» на Медиаплатформе «Сеть истории» открыт специальный проект «Герои Центральной Азии в Великой...
ИИ и гибкость — опыт Ventra на конференции Russian Retail Show 2025
28.04.2025 18:55 Аналитика
ИИ и гибкость — опыт Ventra на конференции Russian Retail Show 2025
На прошедшей в Москве конференции от Retail TECH Net, посвящённой цифровой трансформации отрасли, руководитель ИТ-подбора HR-холдинга Ventra Алексей Большаков представил результаты масштабного исследования о мотивации и трендах в управлении ИТ-командами. Эксперт поделился инсайтами, как ритейл-компании могут сохранять ключевых специалистов в условиях дефицита кадров и меняющихся ожиданий сотрудников. Конференция объединила несколько тысяч участников — представителей крупных ритейл-сетей, технологических стартапов и ИТ-департаментов. В своем выступлении на секции «Ключевые тренды и кейсы ИТ в ритейле» Алексей Большаков рассказал о масштабном опросе HR-холдинга Ventra, который охватил 900 компаний и тысячи ИТ-специалистов: от джунов до ИТ-директоров.  Согласно исследованию, 62% организаций в 2024 году расширили свои технические команды, несмотря на общую оптимизацию расходов. Более...
Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
28.04.2025 12:14 Аналитика
Какие функции выполнял князь в древнерусском государстве
Слово «князь» (от общеславянского kъnęzь) в древнейшие времена обозначало главу рода, предводителя племени; в древнерусском государстве князем стали именовать правителя области, удела, земли. Функции или деятельность князей зависели от особенностей исторического периода и от местности, где они правили. Самые широкие полномочия имели великие князья: титул «великий князь» в IX-XII веках относился к киевскому князю, а с XII века также и к владимирскому князю. Власть великих князей не была абсолютной, она ограничивалась советом (думой) и народным собранием (вече). Местные или удельные князья имели более ограниченную власть: в Галиче она зависела от старших дружинников-бояр; в Новгороде и Пскове по решению вече князя могли изгнать. Обязанности древнерусского князя (IX-XII века) Основные обязанности князя изложены в «Поучении», составленном для своих потомков князем Владимиром...
Мифология Древней Руси
27.04.2025 10:16 Аналитика
Мифология Древней Руси
Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое слов mythos означает «слово», «сказание») обширна, с их помощью люди пытались объяснить происхождение жизни, природу природных явлений, проблемы жизни и смерти. Особенности древнерусской мифологии Древнерусская мифология зародилась на основе восточнославянских языческих мифов, с их богами, героями и представлениями о мире – в этом главная особенность мифологии Древней Руси. Другая особенность связана с принятием христианства: на смену славянскому языческому многобожию пришло верование, основанное на единобожии, и славянская мифология не получила дальнейшего развития, не была сформирована в стройную систему. Этим объясняется тот факт, что в мифологии Древней Руси её предшествующее начало присутствует фрагментарно – славянские мифы...
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
26.04.2025 09:04 Аналитика
К годовщине сражения на реке Адда в Италии
Предыстория сражения заключается в войне второй коалиции, которая представляла собой союз Британской империи, Российской империи, Австрийской монархии, Неаполитанское королевство и ряда других государств против Французской республики и ряда ее союзников. Главная же причина конфликта лежала в вопросах экономики и континентального превосходства. Значительное промышленное усиление Франции было заторможено экономической блокадой Великобритании. Однако величие Франции строилось не только на производстве и продаже товаров, но и на ведении боевых действий в Европе, чему можно было помешать только силами нескольких крупнейших стран континента. Ряд боевых действий со стороны французов привел к захвату Голландии, Папской области, Швейцарии и Сардинии. Если для Великобритании усиление Франции значило лишь финансовые потери, то у Австрии дела обстояли намного хуже – речь шла о войне с одной из...